В мире эксплуатируются и каждый год производятся тысячи воздушных судов, а это значит, что часть самолетов в какой-то момент списываются и становятся прикованными к земле. Есть несколько вариантов, что с ними происходит дальше.
Именно утилизацией чаще всего завершается летная карьера самолетов. Воздушные суда могут отправить на разделку в пустыню на кладбище самолетов, или же все делается прямо в аэропорту.
Процесс только на первый взгляд кажется простым, но это не только резка фюзеляжа и крыла. Даже в списанном самолете есть оборудование, которое можно использовать в дальнейшем.
Игорь Лесив принимал непосредственное участие в утилизации нескольких самолетов в аэропорту Борисполь. Вот как он описывает этот процесс:
Для начала готовится площадка для утилизации, которая должна отвечать нормам безопасности и экологии. После этого приступают к демонтажу оборудования, которое может быть использовано на других воздушных судах, если эти агрегаты еще имеют ресурс.
Первоначальный демонтаж как правило происходит в ангаре, в дальнейшем самолет выкатывают на специальную площадку, где заканчивается демонтаж. Далее приступают к разделке воздушного судна на металлолом. Обычно разделка происходит бензорезами — самолет разрезается на куски.
Алюминий вывозится на предприятие для переплавки. Черные металлы тоже сдаются в лом. Остатки обшивки и пластик утилизируются.
При разделке могут обращаться любители авиации, которые просят отдать им какие-то части самолета, а бывает и целые куски крыла или пилотскую кабину. После полной утилизации воздушного судна площадка убирается от остаточного мусора.
Кресла или двигатели. Официально, двигатели не являются частью самолета. Они указываются отдельно в таможенной декларации, а при заказе новых самолетов авиакомпании заключают отдельные договоры на планеры и на двигатели.
В процессе жизни самолета двигатели постоянно меняются, поэтому может оказаться, что на списанном авиалайнере стоят двигатели с ресурсом. Тогда их можно продать или установить на другой самолет во флоте авиакомпании.
Кстати, элементы списанного Airbus A340-600 авиакомпания Lufthansa пустила на производство мебели — нескольких десятков кофейных столиков, полок для алкоголя и 35000 брелоков. Так что даже не весь алюминий может отправляться на переплавку.
Особо ценные экземпляры, например, первый прототип какого-то самолета, первый серийный борт, чаще всего оказываются в музеях.
Airbus A320 US Airways, который в 2009 году совершил посадку на реку Гудзон в Нью-Йорке, также решили сохранить для истории. Его подняли из реки, а после завершения всех процедур в рамках расследования происшествия, передали музею авиации в городе Шарлотт. Именно в этот город направлялся самолет перед тем, как приводниться на Гудзон.
Списанные самолеты могут становиться украшением кафе и ресторанов. Однако помимо декоративной функции списанные авиалайнеры могут выполнять и функциональные.
Салон самолета может быть курительной комнатой, как в случае с Ил-14Т в ресторане Runway34 рядом с полосой аэропорта Цюриха.
Владелец частного детского садика в грузинском городе Рустави купил списанный Як-40 у авиакомпании Georgian Airways и превратил его в учебный класс для детей. Работы по созданию нового интерьера заняли несколько месяцев.
Салон самолета превратили в комнату для занятий, а кабину пилотов сохранили в первоначальном виде, чтобы дети могли покрутить штурвал или многочисленные тумблеры.
Площадь салонов современных пассажирских реактивных самолетов составляет сотни квадратных метров, благодаря чему в них можно организовать жилище. Так поступили в Швеции, где из списанного 2-палубного Boeing 747-200 сделали хостел Jumbo Stay. Находится он рядом со столичным аэропортом Арланда.
На борту организовали каюты различного уровня комфорта, кафе-бар и конференц-зал. Один из самых дорогих номеров расположен на второй палубе в кабине пилотов. А вот те, кто хочет сэкономить, могут остановиться в каюте, установленной под крылом на месте двигателей.
А вот в США инженер-электрик Брюс Кэмпбел из штата Орегон превратил списанный греческий самолет Boeing 727-200 в загородную резиденцию. После завершения работы в Греции, в 1999 году, Boeing 727-200 перелетел из Афин в Орегон, где его и забрал на свой участок в лесу Кэмпбел.
В самолете появилась жилая зона, душевая и кухня, однако интерьер можно назвать аскетичным. Например, в качестве уборной используется стационарный туалет, установленный в самолете на заводе Boeing еще в 1969 году.
В качестве входа в резиденцию авиалюбетель оставил стационарный трап в хвостовой части авиалайнера. Он использовался в свое время и для посадки/высадки пассажиров.
Еще один Boeing 727 стал домов в Новой Зеландии. Местный фермер искал лестницу для хижины на дереве в интернете и нашел ее, правда, в комплекте со списанным самолетом. Он купил лот и построил на его основе загородную резиденцию, которая стала местной достопримечательностью.